Корейское кольцо

Южная Корея — не только страна утренней свежести и древней культуры, кинематографа «корейской волны» и недорогих автомобилей — но и одна из точек на карте «Формулы-1». С недавних пор.

Подумайте, много ли болельщиков «Формулы-1» в Южной Корее? Учитывая, что Hyundai и Kia абсолютно не интересуют «королевские гонки», а в истории Ф -1 до сих пор нет ни одного корейского пилота, — невероятно много!

В прошлом году на автодром в Йонаме, законченный на скорую руку, приехали 130 тысяч болельщиков. И это при том, что трек решили построить в самом дальнем и неразвитом уголке Южной Кореи, в 400 с лишним километрах от столицы. Просто премьер-министр сам родом из провинции Южная Чолла, вот и поддержал запущенные земли, превратив их в золотую жилу международного уровня. А сама история строительства автодрома и вовсе похожа на драматичную, но добрую сказку со счастливым финалом.

Официально все началось с утверждения проекта в 2006 году. Как всегда, разрабатывать его доверили главному гуру автодромостроения немецкому архитектору Герману Тильке. Он и нарисовал трассу, требующую, по предварительным прикидкам, затрат на 250 миллионов долларов, чтобы к октябрю 2010-го все было готово. Это потом стало известно, что для приведения в нормальное состояние болотистых земель нужно целый год дренажировать глинистую почву и откачивать миллионы тонн воды. К тому же весь комплекс пришлось строить на тысячах свай. А потому неудивительно, что подрядчики едва успели в срок. Но ведь успели!

Благодаря не только традиционному трудолюбию и старанию корейского народа, но и такому же упорству руководителя «Формулы-1» Берни Экклстоуна. Пусть он давно уже мультимиллиардер, но помимо сильнейшей любви к «своим» гонкам обожает расширять географию владений. А ведь этапа могло и не быть. Финальная проверка в начале лета 2010 года была с успехом провалена и отложена на неизвестный срок. И лишь за неделю до самих гонок FIA по просьбе Берни дала добро.

Герман Тильке стал проектировщиком практически всех новых трасс «Формулы», построенных в 2000-е годы. Треки в Шанхае и Стамбуле, Сингапуре и Валенсии — его рук дело. После корейского кольца Тильке спроектировал индийский Автодром Будды. По его же проекту нам к 2014 году построят трассу в Сочи.

Что мы увидели в Йонаме в прошлом году? Нет, не очередной «тилькодром», на котором нельзя обгонять. Трасса сама по себе получилась настолько интересной, что все автоэксперты, гонщики и многие болельщики расстроились из-за пролившегося дождя! Как так? Ведь дождь — это накал страстей, непредсказуемые аварии, бесчисленные обгоны — все, что нужно для удачного этапа. На стандартном «тилькодроме» — да. Но не здесь. В Южной Корее сами пилоты отзывались лучшими словами именно о пилотажной конфигурации трека. Интересно гонять посуху!

У трассы в Йонаме и так есть все атрибуты для захватывающего зрелища: первый сектор тут с тремя длиннющими «прямиками», один из которых рекордной 1,2-километровой длины, второй — со скоростными пилотажными поворотами, третий — совсем медленный, в будущем городской. Всего понемногу — а значит, командам придется хорошенько пораскинуть мозгами над настройками болидов. Кто-то проиграет на прямых, кто-то — в скоростных поворотах, где нужна прижимная сила. Вроде бы трасса идеально подходит команде Red Bull, но в данный момент их в отношении прижимной силы семимильными шагами догоняют и Ferrari, и McLaren.

Тем не менее, в октябре 2010 года мы не смогли посмотреть, насколько интересны гонки на корейском треке в хороших условиях, несмотря на то что этап и в дождь получился захватывающим и более чем достойным календаря «Формулы-1». Затянувшийся старт, куча аварий, включая сход обоих Red Bull, забронировавших в квалификации первый ряд, прорыв с 20-го на 7-е место Виталия Петрова и его обидный разворот за несколько кругов до клетчатого флага, ночной финиш и ночное же награждение. А чего стоят формульные болиды, впервые примерившие традиционный рабочий «окрас» раллийных машин! Ну, где бы мы такое увидели?

В этом году корейцы готовят трассу спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой. Никакого аврала. А потому фирменной глины наверняка не будет. Формульный уикенд, как всегда, начнется в пятницу 14 октября со свободных практик, 15-го — еще тренировка и квалификация, а в воскресенье 16 октября пройдет сама гонка. Надеемся, погода если и внесет свои коррективы, то только в сторону увеличения зрелищности. Будет дождь — корейцы, пройдя боевое крещение в прошлом году, знают, что делать. Ясная погода — и мы наконец увидим всю прелесть и красоту пилотажного автодрома в Йонаме. По сути, счастливый финал сказки о создании трассы в Южной Корее будет как раз в этом году. Организаторы готовы предложить улучшенную инфраструктуру и принять уже 160 тысяч зрителей.

План вполне реализуемый. У болельщиков по всему миру есть немалый интерес к этому автодрому как к одному из лучших недавних творений Германа Тильке. Сами же корейцы как минимум придут посмотреть на их родное «чудо света», возникшее на пустыре. А там, глядишь, появится и первый корейский пилот, и национальная команда. Это в Северной Корее люди подчиняются режиму, а в Южной каждый сам выбирает, чем заняться. Главное, чем бы ни занимались — Олимпиада-88, чемпионат мира по футболу — 2002, автомобилестроение в целом, — результат всегда отличный. Хотите проверить? Нам есть чему поучиться, тем более в преддверии грандиозных свершений нашей страны.

Комментарии

Вы должны войти для комментирования.