Гётеборг: рай в шхерах

Еда, природа и плавсредства — местные фетиши. А высшее счастье — наслаждаться ими всеми одновременно. Есть даже байка о том, как отдыхает типичная семья гётеборжцев. К берегу причалена лодка, мужчина стоит у гриля — жарит рыбу, ребенок, свесившись над водой, ловит крабов на веревочку с привязанной на конце мидией; женщина лежит недвижимая на корме — загорает…

Чтобы окунуться в дикую природу, не надо далеко ездить. Рядом с Гётеборгом, в проливе Каттегат, раскинулся множеством островков Западный архипелаг. Летом море здесь усеяно белыми треугольниками парусов, заливы между живописными шхерами пестрят норвежскими, датскими, шведским флагами. Сюда каждый час отправляются пассажирские кораблики из пригородного района Saltholmen, где находится конечная остановка городского трамвая.

Пароходик резво пускается в путь — и уже через несколько минут воздух наполняется запахом морских водорослей, по курсу появляются выступающие из воды каменные лысины. Большинство островов крохотные и необитаемые, порой без единого растения — лишь уходящий под воду гранитный монолит, отполированный волнами. На нескольких крупных есть селения, рыбацкие деревни или отдельно стоящие домики, примостившиеся на скалах. В Швеции действует уникальный закон общего права, разрешающий каждому человеку заходить даже на частные земли, поэтому можно в любом месте сойти на берег, купаться, ловить крабов руками, загорать на разогретых солнцем каменных глыбах или расположиться на заботливо поставленной кем-то у кромки воды скамеечке и, уперев взгляд в голубую синь, погрузиться в безмятежный покой. Для тех, кто хочет продлить блаженство, есть и гостиницы, например, пансионат Skaret на острове Styrso.

Залечь на брюгге

Собственно, на острове частично лежит и сам Гётеборг. Северный берег Гётаэльв не что иное, как остров Хисинген, вписавшийся в развилку между двумя рукавами реки. Сегодня здесь расположены самое элитное жилье и офисы преуспевающих компаний, в том числе штаб-квартира и музей Volvo. Это дорогой район, где владельцы яхт швартуются буквально у балкона собственной квартиры, а бизнесмены приплывают на работу на собственных катерах.

Народ попроще пользуется речным трамвайчиком Alvsnabben (на нем действительны проездные городского транспорта). Он так быстро снует между остановками — молниеносно причаливает, тут же отскакивает и плывет дальше, что с непривычки легко потерять ориентацию, на каком ты берегу. Верный признак Хисингена — деревянные причалы (по-шведски brygga — «пирс») невидимочного, как его здесь называют, цвета. Невзрачные белесо-серые дощатые ступени, тянущиеся вдоль реки, — особая местная фишка. Сюда специально приезжают загорать — с книгой, ланч-боксом, в одиночку, компаниями. Это такой гётеборжский лайф-стайл, очень приятный для туристов.

Goteborg под парусами

Символично, что в фешенебельном районе Хисингена стоит на приколе судно, проложившее путь к процветанию города. В начале XVIII века шведский парусник Goteborg совершил первые удачные торговые экспедиции в Китай. Увы, в 1745 году, возвращаясь из своего третьего плавания, корабль, груженный фарфором и специями, в ясную погоду при входе в акваторию Гётеборга на виду у встречающих затонул. Дело темное, скандальное, его быстренько замяли и забыли — почти на два с половиной века.

Через 240 лет ныряльщики обнаружили фрагменты судна, давняя история всплыла, и появилась безумная мысль воссоздать уникальный парусник. Идея обросла единомышленниками, спонсорами и стала проектом национального масштаба под патронажем королевского семейства, и уже в 2003 году реплика была спущена на воду.

Большую часть года трехмачтовый красавец стоит в порту Гётеборга, и по нему проводят экскурсии для туристов. Это точна копия исторического корабля в полной оснастке, один из крупнейших деревянных парусников в мире. При его строительстве использовали те же методы и материалы, что и в XVIII веке. Здесь все серьезно: шведский флаг, пушки с двух бортов, корабельный колокол, скрученные тонны промасленных канатов и пеньковых веревок…

Молоденький матросик-гид, одетый по морской моде той эпохи, охотно показывает и рассказывает, что для чего предназначено. Как вручную поднимают паруса, как действует рулевое колесо, соединенное тросом с механизмом управления в трюме, как прокладывают путь по звездам и солнцу. И лишь под конец, слегка сконфузившись, признается, что на судне есть и современная техника и навигационные приборы, но весь модерн тщательно спрятан в корпусе: — Иначе судно не получило бы разрешения выйти в открытое море. Естественно, идя под парусами, мы не используем мотор.

Goteborg уже совершил путешествие в Китай, в планах океанская экспедиция до Америки, а пока он каждое лето отправляется в круиз вдоль скандинавских и европейских берегов. В этом году маршрут проходит через порты Голландии, Франции и Германии. Плавание продлится с 30 июня по 4 августа.

Корабль обслуживают 90 человек, но лишь четверть экипажа — профессиональная команда, остальные — волонтеры. Чтобы стать одним из них, не обязательно иметь опыт, достаточно оставить заявку на сайте www.sois.se. Главное — иметь желание, а Гётеборг подзадоривает каждого, кто готов дерзать: «Go:».

Комментарии

Вы должны войти для комментирования.