Нищета в США

Для большинства людей в разных странах мира, в том числе, во многих экономически развитых странах, США — образец изобильного общества, в котором даже низшие классы имеют довольно комфортные условия жизни. Этот портрет США можно часто увидеть в голливудских фильмах, в которых каждая семья живёт в двухэтажном доме в пригороде или в роскошной квартире в небоскрёбе и владеет, по меньшей мере, одним дорогим автомобилем. На поверхностном уровне может показаться, что это так и есть. В конце концов, не во всех странах можно увидеть гигантские супермаркеты, битком набитые любыми деликатесами, от суши до тахини, автострады высшего класса, по которым ездят все вообразимые марки автомобилей, и богатые пригороды, состоящие из просторных и красивых домов с идеальными газонами. Как ни посмотри, американское общество — одно из самых изобильных в мире.

Но есть ещё одна сторона Америки, которую не так часто показывают в голливудских фильмах. Это сторона Америки, которая потрясла мир, увидевший ужасы последствий урагана Катрина. Эту сторону видно, если проезжать через трущобы любого из американских городов, забытые маленькие городки обширной сельской местности или многие из резерваций коренных американцев. Нет, это не та нищета, которую можно увидеть в Африке, Индии или даже Восточной Европе. Но именно это отсутствие суровости и делает её такой малозаметной и игнорируемой.

Официальная черта бедности определяется в США на государственном уровне. Под бедностью понимается недоступность товаров и услуг, которыми пользуется основная часть общества. Уровень бедности в США изменяется циклически и колеблется от 12% до 17% населения, живущего за её чертой. При этом 58,5% американцев между 25 и 75 годами проводят как минимум один год своей жизни за чертой бедности.

Нищета в США

На самом деле то, что в США называется нищетой, сравнимо с достатком во многих других странах. В статье «Сведения о нищете в Америке» Роберт Ректор и Кирк Джонсон приводят ряд показателей, характеризующих жизнь людей за установленной национальной чертой бедности. Согласно их данным, 46% таких людей живут в собственных домах, почти 75% имеют автомобиль, и 89% имеют достаточно еды на протяжении всего года. Таким образом, по общемировым стандартам американские бедняки живут довольно неплохо.

С другой стороны, учитывая то, что США является одной из самых богатых стран в мире, тот факт, что бедность в ней вообще существует — и что есть дети, которые ходят в школу голодными, — вызывает ряд вопросов. Некоторые утверждают, что большая часть нищих страны живёт бедно, потому что они сами хотят так жить, а если бы они трудились, то они легко могли бы улучшить свою судьбу. Между тем, другие утверждают, что есть много факторов, которые приводят к бедности: в некоторых областях достойной и хорошо оплачиваемой работы попросту не хватает, люди теряют работу в результате сокращений, людям не позволяют полноценно работать физические и психические заболевания.

На рассвете бума высоких технологий в начале 90-х автор из New York Times Джеймс Фоллоуз употребил термин «невидимый бедняк в тени богатства» для описания классовых различий в Америке. Описывая мир процветающих высокотехнологичных компаний, владельцы которых во время бума 90-х чуть ли не за ночь превращались в миллионеров, — мир, в котором он временно жил в период работы над проектом для крупной компании, выпускающей компьютерное ПО, — Фоллоуз замечает, что однажды погрузившись в эту интенсивную среду длинных рабочих дней и прибыльных перспектив, легко забыть о том, что окружающий мир вообще существует. Он вспоминает об уборщике из своей компании, которого он регулярно встречал, — иммигранте из России, который с трудом говорил по-английски и постоянно выглядел уставшим, — и замечает, что испытывал неловкость и дискомфорт при напоминании о том, что существует целый мир за рамками безопасной и обеспеченной жизни внутри мощной высокотехнологичной компании.

Многие американцы действительно живут с уверенностью, что социальная мобильность сделала их почти бесклассовым обществом. Действительно, почти все в этом обществе водят автомобили, носят джинсы (то, что одни покупают их в дорогих магазинах, а другие — в супермаркетах, на первый взгляд незаметно), смотрят телевизор, и большинство предпочитает называть себя «средний класс». Но для одних «средний класс» означает новый дом в зелёном пригороде с двумя Мерседесами в гараже, а для других — квартира в небезопасном городском районе с долгом по ипотечному кредиту и доходом, которого хватает разве что на то, чтобы не голодать. При таких обстоятельствах то, что есть люди, находящиеся ниже «среднего класса» на социальной лестнице, заметно далеко не всегда. Хотя блеск изобильного общества может скрывать классовые различия, поездка по всем районам любого мегаполиса покажет, насколько обманчивым может быть это впечатление.

Комментарии

Вы должны войти для комментирования.