Пермская государственная художественная галерея

Эта галерея — одна из крупнейших в уральском регионе. Она была открыта в 1922 году и сейчас ее коллекция насчитывает более сорока тысяч единиц хранения. Практически со дня своего основания галерея стала центром художественной жизни края: с 1925 года здесь проводились выставки современных уральских живописцев, а в 1929 году в ПГХГ открылся первый в стране отдел современного искусства. Благодаря такой «расторопности» музейщиков, к сегодняшнему дню галерея обладает весьма обширным собранием произведений известнейших русских художников XX века — Сомова, Гончаровой, Петрова-Водкина и других.

Экспозиция музея включает в себя несколько больших отделов. В залах, посвященных искусству Древней Руси, размещена замечательная коллекция икон (около тысячи экспонатов). Ядро коллекции составляют так называемые «строгановские письма» XVI—XVII веков. В музее находится, по меньшей мере, пятьдесят строгановских икон, причем многие из них подписаны такими известными мастерами, как Богдан Соболев, Семен Хромой, Истома Савин.

Достаточно полно представлено в ПГХГ русское искусство XVIII — начала XX веков. В галерее хранится 600 живописных работ русских мастеров этого времени, около тысячи рисунков и 80 скульптур. Раздел русской живописи XVIII века скромен по размерам, но весьма любопытен по своему составу. Помимо «ожидаемого меню» — портретов кисти Ро-котова, Боровиковского, Аргунова, — в залах, посвященных этой эпохе, можно обнаружить картины Франкара, Ротари, Лампи, а также полотна неизвестных мастеров.

Живописные течения первой половины XIX столетия (от классицизма и романтизма до реализма) проиллюстрированы в галерее полотнами Матвеева, Алексеева, Воробьева. Композиционным центром этой экспозиции является «Голова дрожащего мальчика» Иванова, этюд к «Явлению Христа народу».

Убедительно выглядит коллекция искусства второй половины XIX века. Жанровые картины Савицкого, Неврева, Максимова соседствуют здесь с историческими полотнами Репина и Клодта, пейзажами Саврасова, Шишкина, Левитана, Куинджи и других замечательных живописцев.

Особый колорит придает коллекции галереи экспозиция, посвященная творчеству художников-уральцев. В ней представлены как весьма известные мастера, выпускники Императорской Академии художеств (В. и П. Верещагины, В. Худояров, П. Бронников), так и крепостные живописцы, получившие образование у иконописцев и никогда не поки-\авшие родного края. Их картины, полные наивной прелести, помогают посетителю заглянуть в «артистический мир» России XIX века «с черного хода», ближе познакомиться с той средой, что дала миру таких великолепных мастеров, как, например, Тропинин. Но более всего ошеломляет собрание живописи начала XX столетия. В ПГХГ можно обнаружить работы практически всех художников, работавших «между двух революций». Коровин, Малявин, Серов, Нестеров, Грабарь, Борисов-Мусатов — вот далеко не полный список «насельников» галереи. В музее существует скромный, но достойный отдел искусства Западной Европы. Он начал складываться в 1920-е годы, согласно замыслу основателей Пермской галереи, полагавших, что «искусство Урала должно быть представлено в контексте не только искусства страны, но и всего мира». Первые «партии» произведений западных мастеров поступили в галерею «стандартным» путем — через Государственный музейный фонд Нарком-проса, из Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Некоторые работы достались ПГХГ и при разделе национализированных частных собраний.

Музейная коллекция европейской живописи не может похвастаться обилием шедевров. Однако все основные школы, течения и эпохи здесь присутствуют. Так, эпоха Ренессанса, которой отведено в галерее два зала, проиллюстрирована работами учеников Тинторетто, Леонардо да Винчи, Беллини, а также полотнами мастеров, принадлежавших к первой болонской Академии (в том числе Гвидо Рени).

Небезынтересно собрание фламандской и голландской живописи, практически полностью «закрывающее» весь спектр жанров, бытовавших в Нидерландах: это пейзажи, «завтраки», натюрморты с цветами и, конечно, бытовые сцены.

В заключение необходимо сказать несколько слов о прекрасной коллекции декоративно-прикладного искусства. В нее входят изделия античных мастеров, итальянская майолика, великолепные произведения церковного искусства и монеты.

Пермская деревянная скульптура

В России искусство религиозной деревянной скульптуры не получило столь широкого распространения, как, например, в Германии, но и у нас есть чем гордиться в этом отношении. Особенно часто деревянную скульптуру можно было встретить в церквях и часовнях Прикамья (быть может, в силу «лесистости» края). Увы, теперь «где стол был яств, там гроб стоит», однако благодаря самоотверженным усилиям ученых 1920-х годов большая часть скульптур из разрушаемых церквей была спасена и передана музеям. Богатейшей коллекцией деревянных скульптур (около 400 экспонатов) обладает Пермская галерея. Наиболее интересна часть коллекции, посвященная так называемой «шакшерской школе», сложившейся в конце XVIII — начале XIX веков в нескольких поселениях вокруг Чердыни, древней столицы Прикамья. Произведения мастеров этой самобытной школы отличаются камерностью форм, эмоциональностью (особенно скульптуры, изображающие страдающего или распятого Христа) и разнообразием жанров.

Читайте блог: перевод телефонных переговоров.

Комментарии

Вы должны войти для комментирования.